Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Модератор: Ernest
Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Так как из внешних планет доступных для наблюдения в скором времени останутся лишь Марс, Уран да Нептун, иду по стопам Эрнеста, Eugenio и iNV и планирую складной доб для путешествий.
В складном виде должен помещаться в объем 25х42х64 см. Диагональ 72 см.
С Добами (ни с зеркальными телескопами вообще) дела никогда не имел, поэтому куча вопросов.
В плане зеркал пока положил глаз на
http://www.rfroyce.com/conical/" onclick="window.open(this.href);return false;
http://www.rfroyce.com/stand_mirrors.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Пока не решил 8” F8 или 10” F6
Привлекает простота монтажа, отсутствие необходимости продвинутой оправы зеркала. Кто какие еще варианты посоветует?
Зеркала буду покупать в последнюю очередь, когда точно буду уверен что доведу дело до победного конца.
Со схемой (два или 3 шпангоута) пока не определился.
Теперь вопросы:
1) Крепления вторичного зеркала на проволоках или на пауке (с гнутыми ножками)?
2) Стандарт окуляра: в силу «планетности» телескопа и в погоне за весом, думаю ограничится 1.25 окулярами. Тут какие нибудь подводные камни есть?
3) Фокусер. Хотелось бы конечно с дополнительной тонкой подгонки (dual speed), но вроде для стандарта 1.25 Крейфордов таких не делают (или делают?). Что скажете насчет геликоидного фокусера типа: http://www.kineoptics.com/HC-1.html" onclick="window.open(this.href);return false; Легкий, но удобно ли им пользоваться? (некоторым уровнем комфорта я готов пожертвовать)
4) Искатель. Опять таки в силу «планетности» телескопа думаю ограничится 6х30 Скай-Вотчеровским искателем со своего SW909. Нормально?
Теперь самое важное:
5) Подшипники: вижу, что все форумчане делают на фторопласте, но есть схемы с подшипниками качения. Например как на присоединенной картинке, вроде не так сложно сделать. GSO доб тоже имеет роликовый подшипник в основании http://www.teleskop-express.de/shop/pro ... rsion.html" onclick="window.open(this.href);return false; (кстати купить роликов и сделать сепаратор не сложно). Преимущество кажется в том, что можно сделать регулируемое усилие. Не заморачиваться?
6) Толщина фанеры для шпангоутов и коробов, кто какую использует? Рекомендации?
7) Балки (трубки) для ферм: пока планирую использовать П-образный профиль. Соединение двух профилей разного размера как я объяснял в теме viewtopic.php?f=21&t=1821&start=75 . Есть какие нибудь рекомендации по толщине профиля в зависимости от пролета фермы ( также поперечных размеров основания?).
В складном виде должен помещаться в объем 25х42х64 см. Диагональ 72 см.
С Добами (ни с зеркальными телескопами вообще) дела никогда не имел, поэтому куча вопросов.
В плане зеркал пока положил глаз на
http://www.rfroyce.com/conical/" onclick="window.open(this.href);return false;
http://www.rfroyce.com/stand_mirrors.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Пока не решил 8” F8 или 10” F6
Привлекает простота монтажа, отсутствие необходимости продвинутой оправы зеркала. Кто какие еще варианты посоветует?
Зеркала буду покупать в последнюю очередь, когда точно буду уверен что доведу дело до победного конца.
Со схемой (два или 3 шпангоута) пока не определился.
Теперь вопросы:
1) Крепления вторичного зеркала на проволоках или на пауке (с гнутыми ножками)?
2) Стандарт окуляра: в силу «планетности» телескопа и в погоне за весом, думаю ограничится 1.25 окулярами. Тут какие нибудь подводные камни есть?
3) Фокусер. Хотелось бы конечно с дополнительной тонкой подгонки (dual speed), но вроде для стандарта 1.25 Крейфордов таких не делают (или делают?). Что скажете насчет геликоидного фокусера типа: http://www.kineoptics.com/HC-1.html" onclick="window.open(this.href);return false; Легкий, но удобно ли им пользоваться? (некоторым уровнем комфорта я готов пожертвовать)
4) Искатель. Опять таки в силу «планетности» телескопа думаю ограничится 6х30 Скай-Вотчеровским искателем со своего SW909. Нормально?
Теперь самое важное:
5) Подшипники: вижу, что все форумчане делают на фторопласте, но есть схемы с подшипниками качения. Например как на присоединенной картинке, вроде не так сложно сделать. GSO доб тоже имеет роликовый подшипник в основании http://www.teleskop-express.de/shop/pro ... rsion.html" onclick="window.open(this.href);return false; (кстати купить роликов и сделать сепаратор не сложно). Преимущество кажется в том, что можно сделать регулируемое усилие. Не заморачиваться?
6) Толщина фанеры для шпангоутов и коробов, кто какую использует? Рекомендации?
7) Балки (трубки) для ферм: пока планирую использовать П-образный профиль. Соединение двух профилей разного размера как я объяснял в теме viewtopic.php?f=21&t=1821&start=75 . Есть какие нибудь рекомендации по толщине профиля в зависимости от пролета фермы ( также поперечных размеров основания?).
- Вложения
-
- Ball_bearing.png (4.21 КБ) 13477 просмотров
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
А юстировать-то как? Мне кажется традиционный сплошной блин главного зеркала для Ньютона - что доктор прописал.Diff писал(а):В плане зеркал пока положил глаз на
http://www.rfroyce.com/conical/" onclick="window.open(this.href);return false;
http://www.rfroyce.com/stand_mirrors.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Пока не решил 8” F8 или 10” F6
Привлекает простота монтажа, отсутствие необходимости продвинутой оправы зеркала.
1) Крепления вторичного зеркала на проволоках или на пауке (с гнутыми ножками)? - наилучший вариант это традиционный способ - на пауке с прямыми растяжками
2) Стандарт окуляра: в силу «планетности» телескопа и в погоне за весом, думаю ограничится 1.25 окулярами. Нормально, хотя выбор 2" фокусировщиков богаче.
3) ...Что скажете насчет геликоидного фокусера Годится, только диапазон фокусировки невелик, придется очень точно подгонять размеры, чтобы фокус попал в этот диапазон.
4) ...думаю ограничится 6х30 Скай-Вотчеровским искателем со своего SW909. Нормально? Нормально.
5) Подшипники: вижу, что все форумчане делают на фторопласте, но есть схемы с подшипниками качения. На фторопласте есть достаточное остаточное трение, чтобы трубу ветром не сдувало и она не крутилась при малейшем отклонении азимутальной оси вертикали. Можно и на шарикоподшипниках сделать, но тогда понадобится тормоз (тормозной диск или обод, тормозные колодки, механизм тонкой регулировки усилия, скорее всего с тем-же фторопластом)...
6) Толщина фанеры для шпангоутов и коробов, кто какую использует? Рекомендации? - Концевые по-толще (12-15 мм), средник можно по-тоньше (8-10 мм).
7) Балки (трубки) для ферм: пока планирую использовать П-образный профиль. Не советую. При той же массе метра жесткость будет меньше, чем у трубки.
Соединение двух профилей разного размера как я объяснял в теме Соединение сомнительное (этакий балансир в середине пролета - идеально для раскачки и вибрации).
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Имеется ввиду, отсутствие схемы разгрузки. Там зеркало крепится центральным болтом, который в него вклеен. А юстировать как обычно.Ernest писал(а):А юстировать-то как? Мне кажется традиционный сплошной блин главного зеркала для Ньютона - что доктор прописал.
Точно трубка жесче П-швеллера? Зато швеллер запаковать можно компактнее. По поводу соединения: чем оно хуже соединения двух трубок?
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Какая там разгрузка на 8-10" - обычно толщины зеркала более чем достаточно для разгрузки на три точки. Изготовление телескопа и так заставит решать кучу проблем, стоит ли к ни добавлять нетрадиционное крепление главного зеркала? Впрочем, попробуйте.Diff писал(а):Имеется ввиду, отсутствие схемы разгрузки.Ernest писал(а):А юстировать-то как? Мне кажется традиционный сплошной блин главного зеркала для Ньютона - что доктор прописал.
Точно не помню, надо справочники посмотреть. Двутавр жестче на изгиб, чем трубка равной погонной массы. А швеллер и прочие незамкунтые профили к тому-же подвержены скручиванию. Впрочем все просто - надо зайти в магазин стройтоваров и посмотреть на месте - погонаж какого профиля больше прогибается (например под своим весом).Точно трубка жесче П-швеллера?
Я вообще против составных стержней.По поводу соединения: чем оно хуже соединения двух трубок?
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Эрнест спасибо за советы.
Теперь срочный вопрос к Питерцам: Где в СПб можно найти нормальную фанеру, фторопласт и если на примете есть место с хорошим выбором алюминиевых профилей?
Заранее спасибо
Теперь срочный вопрос к Питерцам: Где в СПб можно найти нормальную фанеру, фторопласт и если на примете есть место с хорошим выбором алюминиевых профилей?
Заранее спасибо
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Фторопласт на Юноне, фанера и профиль в строительных магазинах.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Ernest писал(а):Фторопласт на Юноне...
Спасибо, а не Юноне где примерно?
Кстати по поводу сочлененных трубок. Тут мужик делал для огромного 110см супердоба (F = 4м) конструкцию.
http://www.cruxis.com/scope/scope1100_trusstubes.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Никогда бы не подумал, что с такими сочленениями (на вид совершенно хлипкие), что то может быть стабильным. И трубки выглядят тонковато. Но, утверждает, что коллимация не теряется:
http://www.cruxis.com/scope/scope1100.htm" onclick="window.open(this.href);return false; (читать после Saturday: real first light )
Может не так все критично?
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Признаться, я не вполне понял как он соединяет стержни.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
В квадратном сечении одного из профилей два пропила по диагонали. Получается второй профиль вставляется в первый со сдвигом вдоль диагонали. И самое удивительное не глубоко. А как фиксируется я тоже не понял. Но как бы не фиксировалось, сильно жесткости это не прибавит
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Там винтик с чёрной пластиковой ручкой
NexStar 102GT, NexStar 6 se
"Econ"- сокращенно от "economist"
"Econ"- сокращенно от "economist"
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Вопрос во что этот винтик вкручивается.
Круглые трубки с соответствующими размерами найти можно, чтобы вставлялись без люфта, квадратный провиль я не нашел.
Круглые трубки с соответствующими размерами найти можно, чтобы вставлялись без люфта, квадратный провиль я не нашел.
Александр.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
В первой ссылке две последние фотографии всё объясняют
NexStar 102GT, NexStar 6 se
"Econ"- сокращенно от "economist"
"Econ"- сокращенно от "economist"
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Фотографии показывают что профили вставляются друг в друга всего на пару сантиметров и крепятся с помощью винта вкручивающегося в нечто непоказанное, т.е. гайки не видно. А с жесткостью вообще непонятно как обстоит дело, трубки должны очень плотно входить одна в другую, без люфта.
Александр.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Эскиз того, как происходит соединение не набросаете? Геометрия одного конца, другого, прижимной скобы, крепежа...Econ писал(а):В первой ссылке две последние фотографии всё объясняют
Я из этих фотографий ничего не понял.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Эрнест,
В прошлой жизни ( 20 лет назад), я работала проектировщиком (конструктором). Мои объяснения касались соединения двух квадратнополых профилей. Из фото я поняла, что один вставляется в другой. Фиксируются они между собой винтом через сквозное отверстие в них обоих. Насколько прочна данная конструкция- определяется расчётом с учётом всех нагрузок и применяемых материалов. Расчётом сегодня помочь не могу- слишком долго не занимаюсь этим. Очень жаль!
Эскиз не набросаю- по фотографии не определить геометрические размеры.
С уважением,
Ирина
PS: сечение профиля 30 мм, толщина стенки 15мм (0,462кг/м2)
В прошлой жизни ( 20 лет назад), я работала проектировщиком (конструктором). Мои объяснения касались соединения двух квадратнополых профилей. Из фото я поняла, что один вставляется в другой. Фиксируются они между собой винтом через сквозное отверстие в них обоих. Насколько прочна данная конструкция- определяется расчётом с учётом всех нагрузок и применяемых материалов. Расчётом сегодня помочь не могу- слишком долго не занимаюсь этим. Очень жаль!
Эскиз не набросаю- по фотографии не определить геометрические размеры.
С уважением,
Ирина
PS: сечение профиля 30 мм, толщина стенки 15мм (0,462кг/м2)
NexStar 102GT, NexStar 6 se
"Econ"- сокращенно от "economist"
"Econ"- сокращенно от "economist"
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Вы не верно поняли конструкцию.
Профили имеют одинаковый 30х30 размер сечения - они не могут быть просто вставлены друг в друга.
Стыкуемые концы имеют особую форму (не одинаковую) + уголковая зажимная скоба... (см. вложение, где изображена попытка моей реконструкции геометрии одного из концов)... Но это реконструкция ни как не приближает мое понимание к тому каким образом обеспечивается жесткость стыка. Вот и интересно - как?
Профили имеют одинаковый 30х30 размер сечения - они не могут быть просто вставлены друг в друга.
Стыкуемые концы имеют особую форму (не одинаковую) + уголковая зажимная скоба... (см. вложение, где изображена попытка моей реконструкции геометрии одного из концов)... Но это реконструкция ни как не приближает мое понимание к тому каким образом обеспечивается жесткость стыка. Вот и интересно - как?
- Вложения
-
- end.PNG (4.48 КБ) 13275 просмотров
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Посмотрела. Согласна. Теперь у меня вопросы по соединению. Ищу ответ.
С уважением,
Ирина
На левом рисунке у правого профиля отчерчен срез.
С уважением,
Ирина
На левом рисунке у правого профиля отчерчен срез.
NexStar 102GT, NexStar 6 se
"Econ"- сокращенно от "economist"
"Econ"- сокращенно от "economist"
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
второй (нижний) профиль имеет две прорези - снизу и сбоку (справа), этими прорезями он вставляется в верхний профиль, т.е. оказывается относительно верхнего профиля смещен вниз и вправо. Далее фиксируется винтом (видимо в отверстии нижнего профиля есть резьба)
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Чертёж выложить не могу
Последний раз редактировалось Econ 24 дек 2014, 09:42, всего редактировалось 1 раз.
NexStar 102GT, NexStar 6 se
"Econ"- сокращенно от "economist"
"Econ"- сокращенно от "economist"
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Как говаривал наш преподаватель начертательной геометрии: сочинения вместо чертежей не принимаются.
Чертеж, даже и набросок не нуждается в пояснении словами, а вот словами конструкцию описать практически не возможно.
Чертеж, даже и набросок не нуждается в пояснении словами, а вот словами конструкцию описать практически не возможно.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Боюсь, и вы не правы. Прорези там по-видимому есть. Но, судя по фото, их ширина (по меньшей мере той прорези что видна) заметно меньше толщины профиля. Думаю, эти прорези нужны просто для того чтобы после сжатия уголком-накладкой (фото имеет неудачный ракурс, который маскирует наличие этого уголка) этот второй конец чуть деформировался на клин.skyworker писал(а):второй (нижний) профиль имеет две прорези - снизу и сбоку (справа), этими прорезями он вставляется в верхний профиль, т.е. оказывается относительно верхнего профиля смещен вниз и вправо. Далее фиксируется винтом (видимо в отверстии нижнего профиля есть резьба)
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Думаю, все просто. Пара профилей с плоским обрезом соединяются встык и обжимаются двумя короткими уголками, которые наглухо крепятся парой сквозных винтов к одному из концов, формируя втулку, и одним винтом с ручкой к другому, образуя таким образом разъемное соединение. Жесткость соединения не велика, но по сути на излом (гнутие) работает только вес самого срощенного таким образом стержня, а он не велик. Основное усилие идет вдоль оси.
- Вложения
-
- joint.png (7.57 КБ) 13218 просмотров
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Наличие винта и гайки в данной конструкции не очень удобно, хотя для решения задачи компактности плюс-минус пол часа на сборку можно пожертвовать. С круглой алюминиевой трубой в плане разъемности проще.
Александр.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Не уверен, что именно проще.
Описанная конструкция, по моему - проще некуда.
Описанная конструкция, по моему - проще некуда.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Кто что думает по поводу боковой разгрузки главного зеркала на добсоне. Коромысла, слинг, тросик, два тросика? Фиксированные опоры? Предполагаем диаметр 10”
Эрнест, из вашей теме на старлабе не понял, как у вас осуществляется юстировка главного зеркала в 14” крымском телескопе? Там вроде вижу два болта-“толкая”. И наверно два тянущих? С пружинами?
Опять же, по поводу боковой разгрузки, почему коромысла а не слинг, или тросик? Кажется второй вариант реализовать гораздо проще.
Эрнест, из вашей теме на старлабе не понял, как у вас осуществляется юстировка главного зеркала в 14” крымском телескопе? Там вроде вижу два болта-“толкая”. И наверно два тянущих? С пружинами?
Опять же, по поводу боковой разгрузки, почему коромысла а не слинг, или тросик? Кажется второй вариант реализовать гораздо проще.