Рассмотрение вариантов доступных 12" Добсонов.
12" Добсон это что-то близкое к пределу мобильности для любителя астрономии - фанатика наблюдений призрачных дипскай-объектов и владельца небольшого легкового автомобиля. Его еще можно (хотя и чертыхаясь время от времени) более-менее ненавязчиво хранить, переносить на небольшие расстояния, спускать по лестничным пролетам многоэтажек, собираясь на астро-вылазку, довезти до места наблюдения в небольшом авто, довольно оперативно развернуть на месте. И все это без надрыва, когда каждое наблюдение становится своего рода подвигом (как в случае 16" инструментов). Потому к ним особенное внимание и почтение.Ну чем же нас радуют продавцы?..
В пределах практической доступности я обнаружил следующие модели (в порядке роста цены):- Levenhuk Ra 300N Dob со сплошной трубой за 35900 руб.
- Sky-Watcher BK DOB 12" со сплошной трубой за 38990 руб.
- Sky-Watcher BK DOB 12" Retractable с раздвижной трубой на трех параллельных направляющих 41990 руб.
- Meade 12" f/5 LightBridge с ферменной трубой за 43990 руб.
- Orion SkyQuest XT12 IntelliScope со сплошной трубой и электроникой помогающей с ориентацией и наведением за 59300 руб.
- Sky-Watcher BK DOB 12" Retractable GOTO со раздвижной трубой и двигателями наведения за 69990 руб.
По доступности (дешевизне) с неплохим отрывом впереди, как раз, предложение от Левенгука, на 3000 руб. дороже (в разных магазинах цена немного отличается) Добсон со сплошной трубой от SW, еще на 3000 руб. дороже раздвижной (Retrac) Добсон от того Sky-Watcher, предложение от Meade еще на 2000 руб. дороже, ну и далее с большим отрывом следует орионовский IntelliScope и еще на 10000 руб. более дорогой моторизованный Retrac. То есть кое-какой выбор и разброс цен есть.
Справедливости стоит отметить, что у наших соседей в Европах все заметно по разнообразнее: 12" f/5 Dobsonian by GSO за 650 евро, TS 12" f/5 Travel Dobsonian за 1410 евро, Geoptik RED STAR за 2300 евро, тот же LightBridge но примерно за 810 евро, две модели от Ориона: уже знакомый нам Интеликаст но за 900 евро и с ферменной трубой примерно на пару сотен евро дороже, очень интересный короткий Добсон от Orion UK за 1600 евро и Sky-watcher-ы обыкновенный Ретрак за 840 евро и SynScan за 1350. Те, что представлены и у нас - за вычетом VAT дешевле, но расходы по перевозу сюда, очевидно, будут не маленькими. Так что пока забудем об это возможности.
Особенности и комплектация
GSO-шный Добсон от Левенгук (у нас тут где-то был обзор его младшего 10" брата) обещает: вес телескопа в сборе 33 кг (19.5 - труба и подозрительно легкую 13.5 кг монтировку), сплошную трубу из металла длиной 1450 мм, фокусное расстояние 1520 мм, настоящие подшипники качения на обеих осях, регулировку положения оси высоты (подгонка под положение центра тяжести трубы), регулируемое усилие на оси высоты, неплохой двухскоростной 2" фокусировщик, 9-точечную подвеску зеркала, покрытие зеркал с улучшенным 94% отражением, оптический 8х50 искатель, вентилятор для обдува зеркала сзади, пару окуляров в придачу (2" 30 мм Эрфле и 9 мм Плёссл).Белый SW Dob со сплошной трубой (вроде он не окончательно исчез из продажи) предлагает: общий вес инструмента 42 кг (21.3 + 20.5), сплошную трубу из окрашенной белым листовой стали, фокусное расстояние 1500 мм, 2" фокусер, 9х50 оптический искатель, пару рядовых 1.25" окуляров "Супер" (с фокусными 10 и 25 мм), подшипники трения по тефлону, регулировку усилия хода осей высоты.
Черный Retrac (или FlexTube) весит 39.5 кг (21 + 18.5), имеет выдвигаемую переднюю часть трубы (на трех трубчатых направляющих), что сокращает длину трубы при хранении или транспортировке примерно на пол-метра, фокусное расстояние 1500 мм, искатель 8х50, 2" фокусер Крейфорда, пару 1.25" Плёсслов (9 и 25 мм), ручку для переноса монтировки, по осям наведения - подшипники трения по тефлону, регулировку усилия хода осей высоты.
Lightbridge весит 36.3 кг (21.3 + 15), имеет сборную ферменную трубу длиной 1440 мм, просвет между задней и передней частью примерно 700 мм, в итоге занимаемый телескопом объем при хранении и транспортировки минимальный из рассматриваемых, правда диаметр основания 630 мм (по другим данным 730 мм! - надо бы поискать мой давний обзор этого телескопа) - больше, чем у конкурентов, фокусное расстояние главного зеркала 1524 мм коэффициент отражения улучшенного зеркального покрытия 94%, оправа с 9-точечной разгрузкой, 2" фокусировщик Крейфорда, 2" окуляр (26 мм QX), коллимационный искатель с красной точкой, ось высоты на трении без регулировки, азимутальная ось - стальные подшипники. См. мой давний обзор этого телескопа http://www.starlab.ru/showpost.php?p=87686&postcount=29" onclick="window.open(this.href);return false;
SkyQuest XT12 от Ориона обещает вес 26 кг(?), имеет сплошную трубу длиной 1350 мм из тонкого стального листа, фокусное расстояние главного зеркала 1500 мм, разгрузку на 9 точек с оправой подготовленной для установки вентилятора, основание монтировки из ДСП с диаметром 760 мм и ручкой для переноски, 2" фокусировщик Крейфорда, оптический искатель 8х50, два 1.25" окуляра Плёссла в комплекте (9 и 25 мм), рукоятку на трубе для удобного наведения, компьютерную систему позиционирования IntelliScope, которая помогает в ручном наведении на выбираемые из базы пульта астрономические объекты (всего хранятся данные на 14000 объектов).
Rectarcable GOTO при тех же характеристиках (должен быть чуть тяжелее), что и обычный Rectrac (см. выше), оборудован серво-двигателями по обеим осям наведения, что обеспечивает (1) наведение на один из выбранных объектов (всего их в компьютеризированном пульте SynScan 42900!) и (2) сопровождение вслед за суточным ходом небесной сферы. Точность автоматического наведения и сопровождения зависит от качества поверхностей осей, того насколько тщательно произведена первоначальная установка (горизонтальность основания) и последующая привязка к звездам.
Таким образом главные фишки легли примерно так:
- Levenhuk Ra 300N Dob самый дешевый, со сплошной трубой (а это габариты!), но с наиболее богатой комплектацией (оптический искатель, двухскоростной фокусер, пара окуляров, включая 2", вентилятор на оправе главного зеркала) и с лучшей системой подвеса/регулировки трубы.
- Sky-Watcher BK DOB 12" со сплошной трубой (габариты!), рядовой комплектацией и как-то без изюминки.
- Sky-Watcher BK DOB 12" Retractable имеет раздвижную трубу, что позволяет запихнуть его внутрь салона даже и небольшой малолитражки (обычно монтировку грузят при этом в багажник), но и максимальный вес из всех, комплектация рядовая.
- Meade 12" f/5 LightBridge оказывается чемпионом по раскладыванию (я в свое время умудрился весь его упаковать в багажник вазовской "копейки"!), в вот в части комплектации есть некий перекос, с одной стороны 2" QX, а с другой - нет оптического искателя, нет также возможности отрегулировать усилие на осях высоты.
- Orion SkyQuest XT12 IntelliScope по комплектации вполне себе рядовой, но есть компьютер позиционирования (снимает с энкодеров направление куда развернут инструмент и подсказывает наблюдателю как навестись на интересующий объект), точность определения координат наводки неизвестна, надо читать отзывы.
- Sky-Watcher BK DOB 12" Retractable GOTO при вполне себе рядовой комплектации единственный из рассмотренных Добсонов имеет GOTO систему - автоматического наведения и сопровождения объекта наблюдения выбранного из довольно-таки представительной базы данных, удобство работы с этой версией Ретрака (усилия ручного наведения возрастают против обычного), устойчивость к вибрациям и точность наведения/сопровождения под вопросом - надо поизучать отзывы.
Соображения и рекомендации
- Что-то сомневаюсь в актуальности компьютеризированного Добсона и в части GOTO (как с SynScan) и в части определения направления (как у IntelliScope). Из собственного опыта общения с такими телескопами (очень небольшого), большого опыта использования ручных Добсонов и тех немногих отзывов, которые оставляют владельцы подобных устройств - точность реализации бюджетного GOTO невысокая и ситема наведения может даже более мешать наблюдениям, чем помогать с поиском реально неярких дипскай-объектов. Хотя сопровождение при наблюдениях планет, даже и не очень точное, вещь, конечно, заманчивая.
- Качество оптики всех этих телескопов примерно одинаковое (GSO made) и неплохое, хотя рассчитывать с ними на продуктивные наблюдение планет все-же не стоит.
- Улучшенные зеркальные покрытия (94%, которые декларирует как минимум Лайтбридж и Левенгук) имеют подозрения в части стойкости в наших условиях наблюдения (особенно зимой). Но если к оптике относиться не совсем уж наплевательски (особенно в части сухости места хранения), то скорее всего, эти покрытия будут служить достаточно долго.
- Лайтбридж и Левенгук упаковывают вторичное зеркало в пластмассовую оправку с буртиками, которая на морозе пережимает диагональное зеркало, что приводит к появлению астигматизма. Sky Watcher в этом плане проще - у них вторичное зеркало клеится на относительно небольшой по площади пятачок и на морозе его не коробит. Но зато оно быстрее замерзает (и запотевает). И то и другое требует приложения рук - модификацию оправки с буртиком (срезать этот буртик нафиг!) и подогрев голого тела вторичного зеркала в моделях SW.
- Без оптического искателя - не жизнь, к Лайтбриджу придется докупить оптический искатель.
- Штатные окуляры - хлам. Надо быть готовым к покупке 2-3 широкоугольных качественных окуляров (как минимум из серии 82-градусных Explore Scientific) + 1-2 планетных.
- Эти Добсоны все сплошь 1:5 и Паракор им не нужен.
- А вот приложить руки скорее всего потребуется: и в части коррекции конструктивных косяков (типа слабых возвратных юстировочных пружин у Лайтбриджа), и для улучшения плавности ведения, дооборудования противоросниками, приделать ручку для переноса трубы, переклеить и даже возможно заменить вторичное (диагональное) зеркальце...
- Мне очень понравился Добсон от GSO (Левенгук) конструкцией осей высоты, а Лайтбридж возможностью разобрать на три относительно компактные части.
- Раздвижным и ферменным Добсонам (Ретраки и Лайтбриджи) для наблюдений в холодное время года в обязательном порядке потребуется чехол на промежуток между нижней и верхней частью трубы.
- Ручное наведение трубы в Добсонах GSO и Lightbridge наиболее легкое и точное (без характерного "отскока" и с минимальным усилием), причем усилие наведения по оси высоты в GSO еще к тому-же легко регулируется в широком диапазоне, без потери плавности наведения